Потебовались достижения целой цивилизации, чтобы соорудить тостер. Дизайнер Томас Твейтс прошел этот трудный путь, пытаясь соорудить тостер с нуля: добывая руду для стали, получая пластик из нефти... честно говоря, просто удивительно, что он зашел так далеко. Настоящая притча нашего взаимосвязанного общества, для дизайнеров точно также, как и для потребителей.
Если мы посмотрим вокруг, большая часть того, что окружает нас, начинала свою жизнь глыбой или хламом глубоко под землей в разных местах земного шара. Конечно, они уже не выглядят глыбами и шламом; они выглядят телекамерами, мониторами, раздражающими радиоштуками. Вот это волшебное превращение я и пытался проделать в ходе моего проекта, который стал известен как проект «Тостер». На него меня сподвигла эта цитата из Адамса Дугласа. И этот случай – из «Автостопом по галактике». В описываемой ситуации герой книги – он из 20-го века – оказывается один на незнакомой планете, населенной лишь неразвитым в техническом плане народом. И он как бы допускает, что, да, он станет – это крестьяне – он станет их императором и изменит их общество с помощью находящихся в его распоряжении чудес техники, науки и сил природы, но, разумеется, понимает, что без остальных членов человеческого общества вряд ли сможет сделать сэндвич, не говоря уже о тостере. Но у него не было Википедии.
Поэтому я подумал – ну хорошо, я попытаюсь и сделаю электрический тостер с нуля. И работая по тому принципу, что самый дешевый электрический тостер будет и самым простым для комплексного решения нескольких задач, я пошел и купил самый дешевый тостер, который смог найти, принес его домой и был несколько удручен, обнаружив, что внутри этого предмета, который я купил всего за 3 фунта 94 пенса, 400 разных частей, сделанных из более ста разных материалов. У меня не было в распоряжении всего остатка моей жизни для осуществления проекта; было, может быть, девять месяцев. И я подумал – ладно, я начну с пяти материалов. И это были сталь, слюда, пластик, медь и никель.
Итак, сначала сталь: как сделать сталь? Я пришел к председателю Рио Тинто по вопросам расширенной добычи полезных ископаемых в Королевской горной школе и спросил: «Как сделать сталь?» Профессор Сильерс был очень добр и рассказал мне об этом. По моим смутным воспоминаниям из школьной программы, сталь делается из черного металла, поэтому я позвонил на железный рудник. И сказал: «Здрасьте, я пробую сделать тостер. Можно я приду и возьму немного железа?» К сожалению, когда я прибыл туда, появился Рей. Он не так меня понял и подумал, что я приду потому, что пытаюсь сделать постер, и поэтому не был готов взять меня на рудник. Но я немного поныл и уговорил его.
(Видео) Рей: Это был складчатый известняк. И он был образован морскими организмами 350 млн лет назад в мягкой, теплой, солнечной атмосфере. Изучая геологию, можно увидеть, что происходило в прошлом. А были колоссальные изменения.
Томас Твейтс: Как вы видите, у них висели рождественские украшения. И конечно, это, вообще-то, не был действующий рудник, потому что, хотя Рей был там шахтером, рудник был закрыт, а затем его открыли заново как своего рода туристический аттракцион, потому что, конечно, он не мог конкурировать по ряду процессов, которые производятся в Южной Америке, Австралии, всюду. Но все же я взял свой чемодан железной руды и притащил его в Лондон на поезде, а затем столкнулся с вопросом: Ладно, как же превратить эту породу в детали для тостера?
И я снова пошел к профессору Сильерсу, а он сказал: «Идите в библиотеку». Я так и сделал и перелистывал студенческие учебники по металлургии – совершенно бесполезные для того дела, которое я затеял. Потому что, разумеется, в них не рассказывается, как сделать это, если хочешь сделать это сам, а у тебя нет плавильного завода. В итоге я отправился в Библиотеку истории науки и нашел эту книгу. Это первый учебник по металлургии, написанный на Западе, по крайней мере. А на этой гравюре то, что я в конце концов сделал. Но вместо мехов у меня был садовый пылесос. (Смех) И на протяжение всего проекта повторялось вот что: чем меньше размер того, над чем вы собираетесь работать, тем дальше вглубь веков придется забираться. А это после дня и половины ночи плавления железа. Я выгреб это, и это не было железом. Но к счастью, я нашел в сети патент для промышленных печей, с использованием микроволн. И вот, 30 минут на полной мощности – и я смог закончить этот процесс.
Итак, дальше – (Аплодисменты) Дальше я пытался достать медь. Этот рудник тоже был когда-то самым крупным в мире по добыче меди. Сейчас уже нет, но я нашел вышедшего на пенсию профессора геологии, и он спустил меня вниз. Он сказал: «Ладно, я дам тебе взять воды из рудника». А вода мне была нужна потому, что вода, проходящая через рудник, становится как бы кислотной и начинает собирать, растворяя, минералы с рудника. Отличным примером может быть Рио Тинто, что в Португалии. Как вы видите, в ней растворено очень и очень много минералов. Так много, что теперь это просто дом родной для бактерий, , которые любят ядовитые кислотные условия. Но тем не менее вода, которую я привез с острова Англси, где находится рудник – в ней было достаточно меди для штырьков моего электрического штепселя.
Итак, мой следующий шаг: я отправился в Шотландию добыть слюду. Слюда – это минерал, очень хороший изолятор, и он очень хорош в электроизоляции. Это я добываю слюду. И последний материал, о котором я расскажу сегодня – это пластик. Конечно же, мой тостер должен был иметь пластиковый корпус. Пластик – определяющая черта дешевых электротоваров. А поскольку пластик делается из нефти, я позвонил в BP и провел добрую половину часа в попытках убедить PR-службу BP в том, что фантастическим шансом будет для них отправить меня на нефтевышку и дать мне набрать кружечку нефти. Сейчас у BP забот больше, но даже тогда я их не убедил. Они сказали: «Хорошо, мы вам перезвоним», -- так и не перезвонили. Поэтому я нашел другие способы изготовления пластика. . Вообще-то можно получить пластик из масла растений, а также из крахмала. Вот, это попытка изготовить пластик из картофельного крахмала. И какое-то время он выглядел очень хорошо. Я перелил массу в форму, которую вы видите здесь, я ее сделал из ствола дерева. Она выглядела неплохо, но недолго – я оставил ее на улице, потому что нужно было оставить ее на улице сохнуть, и к несчастью, когда я вернулся, там были улитки, поедающие негидролизованные частички картофеля.
В этой безысходности я решил, что можно зайти с другой стороны. Собственно говоря, геологи нарекли – ну, они еще спорят, нарекать ли – век, в котором мы живем – они спорят, можно ли выделить новую геологическую эпоху и назвать ее антропоценом, Веком Человека. Все это потому что геологи будущего вроде как увидят резкий сдвиг в толще пород, которая откладываются сейчас. И неожиданно она станет как бы радиоактивной из-за Чернобыля и 2000 или около того ядерных бомб, взорванных с 1945. А еще будут следы массового вымирания – как будто внезапно исчезнут окаменелые ископаемые. И я думаю, что в породе будут включения синтетических полимеров, пластика.
Итак, я искал пластик – и решил, что можно добыть эту современную породу. Я отправился в Манчестер и посетил «Axion Recycling». Они как раз находятся на передовой WEEE – директиве по отходам от электрического и электронного оборудования. Она была введена для того, чтобы попытаться справиться с той горой хлама, которая появляется, затем живет какое-то время в наших домах, а потом отправляется на свалку. И вот оно.
(Музыка)
(Смех)
И вот изображение моего тостера. (Аплодисменты). Это он без корпуса. А это он на полках магазинов. Спасибо.
(Аплодисменты)
Бруно Гиссани: Я советовал Вам включить его разок в сеть.
ТТ: Да, я включал. Я не знаю, смогли ли вы увидеть, но мне так и не удалось сделать изоляцию для проводов. В садах Кью настаивали на том, что я не могу просто так прийти и изрезать их каучуковое дерево. Поэтому провода остались неизолированными. 240 вольт прошли через эти самодельные медные провода и самодельный штепсель. И около 5 секунд тостер работал, но потом, к сожалению, этот компонент вроде как расплавил себя. Но честно говоря, я считаю это частичным успехом.