Что такое ошибка? На нескольких музыкальных примерах Стефон Харрис со своим импровизационным джазовым квартетом показывает, что многие действия кажутся нам ошибочными только потому, что мы не знаем, как правильно на них реагировать.
Мы не знаем, что будем сейчас играть. И пока не начнём — не узнаем. Я не ожидал, что перед нами здесь уже будет музыка, и начну, пожалуй, с того, что только что слышал.
♫
(Аплодисменты)
Для начала поприветствуем Джамира Уильямса на барабанах, (Аплодисменты) Берниса Трейвиса на контрабасе, (Аплодисменты) и Кристиана Сэндса на клавишных.
(Аплодисменты)
Итак, эстрада, как мы её называем — это необыкновенное пространство. Практически священное. Особенность в том, что на сцене вам некогда думать о будущем или о прошлом. Всё происходит здесь и сейчас. В ансамбле принимается множество решений! Мы не знали, в какой тональности начнём играть. В середине, мы плавно перешли к песне «Titi Boom» [Джеки Террассона]. Но это не было запланировано заранее. Каждый из нас слушает, и реагирует… Нет времени для заготовок.
Что касается ошибок — мне, как джазовому музыканту, проще говорить о них на чужом примере. Итак, как я воспринимаю ошибку, будучи на сцене… Во-первых, — не считаю её таковой. Единственная ошибка — если я перестаю слушать и понимать, что делают остальные. В джазе, каждая «ошибка» — это возможность. Трудно даже привести пример неудачной ноты.
Представьте, что ноты — это краски, и я рисую, к примеру, в такой палитре... ♫ Теперь, если Кристиан сыграет, скажем, ноту «фа». ♪ Слышите, она прекрасно ложится на мою палитру. Или, если ты сыграешь «ми». Видите, и она звучит органично в этой общей палитре, которую мы создали. Если же он сыграет «фа-диез», (Звучит диссонанс) большинство людей воспримут это как ошибку.
Но сейчас я вам кое-что покажу. Мы будем играть в той же самой гамме. В какой-то момент, Кристиан сыграет свою ноту, и мы никак не отреагируем на неё. Она прозвучит на мгновение, и затем мы прервёмся, и я объясню, что произошло.
♫
Итак, кто-то может воспринять это как ошибку. Но, на мой взгляд, она была только в том, что мы никак не отреагировали на эту ноту. Это была упущенная возможность. Мы сыграем снова. Он возьмёт ту же ноту, и мы каким-то образом среагируем. Мы все примем его идею, а может, отвергнем.
♫
Итак, вы слышали, он сыграл эту ноту. И я выстроил вокруг неё мелодию. На этот раз, изменился ритмический рисунок, он стал более динамичным в ответ на мои действия. И никакой ошибки нет. Она возникает, только если я или любой из нас недостаточно внимателен и восприимчив к идеям своих коллег, и не даёт простора для творчества.
Итак, в джазе — потрясающее пространство сцены. Это особое, глубокое переживание. И я смело могу сказать, что никто из нас не принимает его как должное. Для нас быть на сцене и исполнять музыку — это благословение. Как это связано с поведенческой экономикой? Мы — джазовые музыканты, и с финансами вроде как не очень дружим.
(Смех)
Лучше я просто расскажу о том, как мы управляем процессом. Особенность в том, что в джазе не работает дотошный контроль. Есть те, кто этим занимается. Но это приводит лишь к ограничению творческих возможностей. Если я начинаю диктовать ансамблю, как должна звучать наша музыка, и беру нахрапом... Вы готовы? Играем. Раз, два, раз, два, три, четыре! ♫ Получилось хаотично, потому что я навязывал свои идеи. Я говорил им: «Следуйте за мной, делаем так».
Если я действительно хочу развития музыки, то лучше всего — внимательно слушать. Ведь это — целая наука. Тут не так важно моё мастерство, как моя восприимчивость. Если я хочу, чтобы музыка достигла накала, то вначале надо проявить терпение. Я должен слушать, что происходит, и отталкиваться от происходящего вокруг. Поступая так, вы вдохновляете других музыкантов, и они отвечают вам тем же. Смотрите — раз, два, и раз, два, три, четыре.
♫
Совсем другое дело, когда я подхватываю идеи. Получается более органично, утончённо. Важно не навязывать жёстко своё видение. Надо присутствовать в моменте, принимать друг друга, и давать творчеству ход.