Ян Ричи: Как я отказался сотрудничать с Тимом Бернерсом-Ли
Представьте: конец 1990-х и вы встречаете приятного молодого человека по имени Тим Бернерс-Ли, который рассказывает вам о задуманной им технологии под названием Интернет. Ян Ричи был в этой ситуации. И... он не поверил, что это сработает. Это короткий рассказ об информации, о передаче информации и о том, как мы учимся на своих ошибках.
Все знают, что Интернет полностью изменил издательское дело, теле- и радиовещание, торговлю и общественные связи. Но как он появился? Я процитирую трёх людей: Ванневара Буша, Дугласа Энгельбарта и Тима Бернерса-Ли. Я расскажу коротко о каждом.
Это Ванневар Буш. Ванневар Буш был советником по науке при правительстве США во время войны. В 1945 году он опубликовал статью в журнале Atlantic Monthly. Статья называлась «Как мы можем думать». В ней Ванневар Буш говорил о том, что мы используем информацию бессвязно. Мы не используем систему библиотек, каталогов и так далее. Мозг использует ассоциации. Думая об одной вещи, он моментально ухватывается за другую. И способ структурирования информации не позволяет успеть за этим процессом.
И он предложил создать машину, которую назвал memex. Memex мог бы соединять информацию, одну единицу информации с другой, связанной с ней, и так далее. Это было в 1945 году. Компьютер в те дни использовался секретными службами для дешифрования. И никто о нём ничего не знал. Поэтому это было до появления компьютера. Итак, он предложил создать memex. У него была платформа, связывающая между собой информацию, а потом, по запросу, вызывающая её в память.
Далее, одним из людей, прочитавших эту статью, был Дуглас Энгельбарт. Он служил в ВВС США и прочитал ту статью в библиотеке ВВС на Филиппинах. Эта статья очень вдохновила его, повлияв на всю его жизнь. К середине 60-х он смог воплотить это, когда работал в Стэнфордской исследовательской лаборатории в Калифорнии. Он создал систему, назначением которой было «дополнение человеческого интеллекта». И, предвосхищая сегодняшний мир облачных вычислений и «ПО как услуги», его система называлась NLS, сокращëнно от oN-Line System.
А это Дуглас Энгельбарт. Он выступал на компьютерной конференции Fall Joint в 1968 году. Вот, что он показал... он сидел на сцене вот так и демонстрировал устройство. У него был микрофон, как у меня. И он управлял системой. Здесь видно, как он работает с документами, с графикой и так далее. И он управляет всем этим с помощью вот этой панели с клавиатурой под пять пальцев и с первой в мире компьютерной мышью, которую он создал специально для этой системы. И так среди прочего появилась и мышь.
И это Дуглас Энгельбарт. Проблема с системой Дугласа Энгельбарта была в том, что в те дни компьютеры стоили несколько миллионов фунтов стерлингов. Иметь персональный компьютер было всё равно что иметь персональный самолёт — это было нерентабельно.
Но потом в 80-х годах, когда персональные компьютеры появились, тогда и пришло время для подобной системы на ПК. И моя компания — OWL создала систему под названием «Справочник по Apple Macintosh». Так мы разработали первую в мире гипертекстовую систему. И тогда дело пошло полным ходом. Apple представила программу HyperCard, и подняла вокруг неё много шума. В день её выпуска появилось 12-страничное приложение к Wall Street Journal. О ней стали писать журналы. В журналах Byte и Communications of the ACM были специальные выпуски о гипертексте. Кроме версии для Macintosh мы разработали версию этого продукта для ПК. И версия для ПК была довольно зрелым продуктом.
Вот несколько примеров работы системы в конце 80-х. Можно было работать с документами, в том числе по сети. Мы разработали систему, включавшую язык разметки на основе HTML. Мы назвали его HML (Hypertext Markup Language) Система позволяла управлять очень-очень большими системами документов по компьютерным сетям.
Я привёз эту систему на торговую ярмарку в Версале, под Парижем в конце ноября 1990 года. Там ко мне подошёл приятный молодой человек по имени Тим Бернерс-Ли и спросил: «Вы — Ян Ричи?» — и я ответил: «Да». Он сказал: «Мне нужно поговорить с вами». И он рассказал о своей задумке под названием «Всемирная паутина». Я тогда подумал, что за претенциозное название? При том, что вся эта система работала на компьютере в его офисе. Но он был абсолютно убеждён, что его «Всемирная паутина» однажды завоюет мир. И он хотел уговорить меня написать для неё браузер, ведь в его системе не было графики, шрифтов, разметки и всего такого — там был только текст. Я подумал, что это интересно, но он человек из ЦЕРН, у него ничего не выйдет... И мы не стали этим заниматься.
Следующие пару лет гипертекстовое сообщество также не признавало его. В 1992-м году отклонили его доклад для участия в конференции по гипертексту. В 1993 году на конференции в Сиэттле был стенд, где мужчина по имени Марк Андриссен демонстрировал свой браузер для «Всемирной паутины». Когда я увидел его, я подумал: «Вот оно». Уже на следующий год, в 1994-м, у нас была конференция здесь в Эдинбурге, и я не имел ничего против того, что Тим Бернерс-Ли был главным докладчиком.
Я оказался в очень яркой компании. Там был парень по имени Дик Роу из Decca Records, отказавшийся работать с The Beatles. Там был парень по имени Гэри Килдалл, который летал на самолёте, когда его искала IBM, чтобы он сделал операционную систему для IBM PC, но его не было, и они пошли на встречу с Биллом Гейтсом. И ещё были 12 издателей, кажется, которые отказались издавать «Гарри Поттера» Дж. К. Роулинг.
С другой стороны, вот Марк Андриссен, который разработал первый в мире браузер для Интернета. И согласно журналу Fortune, его состояние 700 миллионов долларов. Но счастлив ли он?